Администрация муниципального района «Мещовский район» Калужской области
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Мещовский центр диагностики и консультирования»
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
"02"09.2024 г„
протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
МКОУ ДО
и.о. директора^МКС
ДО «МЦДК»
Г.С.Корягина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
коррекционно - развивающей направленности
«КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФРЫ, ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ» И РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Возраст обучающихся: 3-18 лет
Срок реализации программы: 1год
Автор-составитель
программы:
Данилкина Я.Н.
педагог-психолог
г. Мещовск, 2024г.
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на
педагогическом совете учреждения.
Председатель педагогического совета
«2» сентября 2024г.
Подпись
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00807B448D43A8CA7DD1EA3D641DF3DD90
Владелец: Петросян Арев Борисовна
Действителен: с 20.09.2024 до 14.12.2025
Корягина Г.С.
ФИО
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы отмечается тревожная тенденция - все больше детей,
которые в силу различных психофизических, социальных и педагогических причин
испытывают трудности в организации собственного речевого поведения, в
адаптации к социальным условиям.
Неправильная речь и как результат проблемы в обучении, воспитании может
отразиться на психическом состоянии ребенка. Дети становятся более замкнутыми,
скрытыми, менее общительными и неуверенными в себе. Все это может привести к
негативным последствиям и виной всему будет – несвоевременная поддержка,
оказание помощи, упущение в речевом развитии ребенка. Именно поэтому одной
из главных задач педагога является своевременное обращение внимания на
речевое развитие ребенка, чтобы избежать возможных проблем при дальнейшем
обучении в начальной школе.
Это приводит к тому, что речевые нарушения препятствуют полноценному
общению, умению ориентироваться в ситуации общения и формированию
целостного позитивного образа ребенка.
Направленность программы коррекционно развивающая.
Язык реализации программы: официальный язык Российской федерациирусский.
Перечень нормативных документов:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.
№ 1155;
- Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013.
№26;
- Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16
«Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации
образования.
Актуальность программы формирования коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста на педагогическом уровне обусловлена
социальным заказом общества – формированием социально развитой личности
ребенка. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей с нарушениями
речи. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного
развития и самоопределений этих детей затруднен. Принципиальный подход к
решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который
рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития детей с
нарушениями в развитии.
Место
программы в решении задач психологического сопровождения
образовательного процесса.
Отличительные особенности программы неправильная речь и как результат
проблемы в обучении, воспитании может отразиться на психическом состоянии
ребенка. Обеспечение образовательных прав с ОВЗ и инвалидов при реализации
ДООПорганизация
образовательного
процесса
по
дополнительной
общеобразовательной программе.
Новизна программы состоит в том, что применяется подход при котором у
обучающихся развиваются коммуникативные навыки на основе формирования у
них чувства общности и стремления к сотрудничеству; организуется работа по
выполнению заданий, направленных на логическое, творческое мышление,
внимание и мелкую моторику.
Педагогическая целесообразность с целью выявления эффективности
проведения занятий по программе проводится первичная и итоговая диагностика.
Диагностическое обследование проводится
посредством использования следующих методик:
- Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка (В.М. Минаева), изучение
особенностей использования детьми мимики и пантомимики; изучение восприятия
детьми графического изображения эмоций; изучение понимания детьми
эмоциональных состояний людей;
- Метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой;
- Методика «Рукавички» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
- «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
Адресат программы программа «Коррекция и развитие высших
психических функций, эмоционально-коммуникативной сферы, формирование
произвольной регуляции поведения» и развитие высших психических функций».
Программа рассчитана на 1 год и включает 72 занятия. Занятия проходят 2 раза в
неделю по 30 минут.
Программа состоит из семи этапов, каждый из которых решает
определенные цели и задачи. Внутри каждого этапа используется определенная
последовательность игр по развитию коммуникативных навыков и формированию
доброжелательных отношений у дошкольников, предложенная
Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М. и адаптированная под условия
муниципального учреждения.
Объём программы: 72
Сроки освоения программы: 1 год
Режим занятий: индивидуальная 2 раза в неделю
Формы обучения: очная
Форма организации образовательной деятельности групповая
Формы поведения занятий: теоретические, практические.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы развитие коммуникативных навыков у воспитанников старшего
дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Задачи программы:
Привлекать внимание детей к другим детям и их различным проявлениям:
внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам.
- Способствовать проявлению инициативы детей в общении со сверстниками и
формирования желания и готовности откликаться на их инициативу.
- Развивать умения взаимодействовать при помощи неречевых средств (мимики,
пантомимики, жестов).
- Учить устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств
(обращение по имени, комплимент, контакт глаз и др.).
- Развивать умения согласовывать свои действия с действиями других детей,
способности слушать партнера, договариваться с ним.
- Формировать положительное отношение ребенка к себе и к другим детям.
- Развивать логическое, творческое мышление, внимание и мелкую моторику.
- Оказывать консультативную помощь воспитателю, родителям (законным
представителям) в вопросах развития коммуникативных навыков у воспитанников
старшего дошкольного возраста.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
Раздел,
тема
Количество
часов
I
II
Знакомство
Диагностика
2
2
III
Коррекция и
развитие
60
IV
Консультация
4
В том числе
Форма контроля
(наблюдение,
анкетирование,
теоретических практических диагностическое
обследование,
рефлексия,
беседа и т.д.)
1
1
тестирование
1
1
Проективные
методики,
анкетирование
16
44
Наблюдение,
упражнения,
игры,
рефлексия,
беседа
2
2
анкетирование
V
Подведение
итогов
ИТОГО
(всего занятий)
4
2
2
72
22
50
тестирование
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. «Давайте познакомимся».
Цель: установление коммуникации в группе, формирование доверительных
отношений.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 2. «Превращение».
Цель: учить детей понимать своего собеседника по выражению лица.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 3. «Попробуй покажи».
Цель: развитие у детей интереса, развитие внимание и наблюдательности.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 4. «Угадай по мимике, голосу и жестам».
Цель: создать у детей эмоциональный настрой.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 5. «Будь внимателен».
Цель: Учить понимать, переживаемые желания сказать помощь.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 6. «Учимся играть вместе».
Цель: Учить понимать, переживаемые желания оказать помощь.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 7. «Подержи друга».
Цель: понимать и учитывать потребности и желания.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 8. «Прояви самочувствие».
Цель: развитие доверия.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 9. «Мы вместе, мы рядом».
Цель: развивать позитивную самооценку у детей.
Тема 10. «Окажи помощь».
Цель: формировать навыки взаимопомощи в совместной деятельности.
Тема 11. «Помоем другу».
Цель: продолжать учить детей понимать и учитывать потребности и желание
других.
Тема 12. «Скажи ласковое слово».
Цель: формировать потребность оказывать помощь, проявлять содержание.
Тема 13. «Похвали друга».
Цель: формировать навыки взаимопомощи в совместной деятельности.
Тема 14. «Мы вместе».
Цель: развивать позитивную самооценку у детей.
Тема 15. «До свидания друзья!»
Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-Дети активно привлекают внимание окружающих детей к своим действиям и
предлагают различные варианты взаимодействия;
-с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, инструкцию
взрослого, активно подхватывают их идеи и действия;
-используют вербальные и невербальные средства общения для установления
контакта и поддержания взаимодействия;
-согласовывают свои действия с действиями других детей, умеют слушать
партнера, договариваться с ним;
-с интересом откликаются на инструкцию взрослого и активно ее выполняют.
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на год и осуществляется поэтапно.
1этап: Организационно-подготовительный этап:
- Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
2 этап: Диагностический
- Проведение диагностических мероприятий;
3 этап: Технологический
Практическая реализация Программы.
4 этап: заключительный
- Проведение итоговой диагностики;
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество Форма
обучения начала
окончания учебных
учебных
учебных
занятия
(уровень) занятий
занятий
недель
дней
часов
1
год
31
мая 36
72
72 часа два
обучения 15
2024г.
раза
в индивидуа
неделю
сентября
льная
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методические
Программа «Коррекция и развитие высших
особенности
психических функций, эмоционально-коммуникативной
организации
сферы, формирование произвольной регуляции поведения»
образовательного
и развитие высших психических функций. Дополнительно
процесса
диагностическое обследование проводится посредством
наблюдения за ребенком, во время режимных моментов,
упражнений, игр, бесед.
Программа рассчитана на 72 часа 2 раза в неделю.
Длительность занятий: 30- минут.
Методы обучения Обучение
и
практическое
воспитания
Педагогические
индивидуальное
технологии
Дидактические
Специально организованная среда
материалы
Специально организованные занятия.
Физкультминутки.
Игры
Работа с книгой.
Диагностика и контроль.
Методические
разработки
Тренинги
Беседы и дискуссии
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые
Релаксационные упражнения
Работа с книгой
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
Время проведения
Цель проведения
Форма проведения
Начальный или входной контроль
В начале учебного Определение уровня развития
Беседа, упражнение
года
учащихся, их способностей
Текущий контроль
В начале всего
Предполагается осуществление
Педагогическое наблюдение,
учебного года
текущей диагностики (систематические
упражнение, беседа
наблюдения за поведением детей
Итоговый контроль
В конце учебного Определение изменения уровня
Беседа, итоговое занятие,
года
развития детей, их творческих
диагностика.
способностей.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Каждое занятие может включать в себя следующие типы работы: рассказ педагогапсихолога, игра, упражнения, беседа, лепка из пластилина, изобразительная
деятельность, чтение специально подобранных текстов и «психологических сказок» и
др.
2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
С целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях
рекомендуется использование аудиозаписей (музыкальные коллекции звуков моря,
леса, инструментальная и классическая музыка и т.п.). Также на занятиях
используются картинки, игрушки в зависимости от реализуемых задач.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в
помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
2.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с
общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2017.
3.Дзюба, О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим
недоразвитием речи / О. В. Дзюба, М. 2016
4.//Актуальные
проблемы
профессионально-педагогического
образования:
межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. – Выпуск 23. –
Калининград : Изд-во КГУ, 2014. – С. 5660.
5.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском
саду СПб.: Речь; М.: Сфера, 2016.
6.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2014.
7.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для
практических работников дошкольных учреждений. –
М.: АРКТИ, 2014.
8.Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры:
практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М.: Издательство
ГНОМ, 2017.
9.Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Педагогика,
2017.
10.Рыбак Е.В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших
дошкольников средствами эмоционального воздействия. Архангельск Изд-во
Арханг. обл. ин-та переподгот. и повышения квалификации работников
образования, 2021.
11.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников:
Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2014.
12.Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. –
СПб.: Речь, 2021.
13.Фопель К. Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.:
Генезис, 2010.
14.Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.:
Генезис, 2015.
15.Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.:
Генезис, 2015.
16.Фопель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.:
Генезис, 2014.